maxi_ta (maxi_ta) wrote,
maxi_ta
maxi_ta

Ретроспектива-2004. АПН.ру Бунт Америки проти Голівуду

05.11.2004, Борис Межуев

Бунт Америки против Голливуда


В марте 2004 г., на заседании Консервативного пресс-клуба я сказал, что победа Джорджа Буша на предстоящих президентских выборах полностью предопределена, и нашим отечественным консерваторам нечего опасаться прихода к власти нелюбимого ими кандидата от демократов. По факту я оказался прав, однако сейчас мне хотелось бы не столько отметить собственную проницательность, сколько, напротив, сознаться в сделанной тогда же ошибке.

Ошибка моя состояла в предположении, что демократы, выдвигая в качестве основного кандидата от своей партии католика, женатого вторым браком на женщине иностранного происхождения, не очень и добиваются своей победы, готовясь к взятию президентского Олимпа в 2008 г. с помощью сверхпопулярной Хиллари Клинтон. Ровно ту же самую гипотезу высказал чуть ранее (и не в связи с Керри) один из видных деятелей этой кампании кинодокументалист Майкл Мур, который в своей книге «Где моя страна, чувак?» заявил, что демократы «не видят возможности победить Джорджа У. Буша. Они собираются беречь силы для 2008 года, когда Хиллари Клинтон или какой-нибудь другой политик с именем вступит в борьбу и победит».

Мы с Муром, вероятно, ошиблись. Мы недооценили решимости врагов Буша и переоценили их ум и рассудительность. Накат на президента со стороны его противников в 2004 г. был чрезвычайно мощным, Буша травили и высмеивали повсеместно. Над ним и его окружением потешалась вся либеральная Америка, он казался каким-то нелепым реликтом уходящего века, даже позапрошлого века, ужасным порождением сектанской религиозности и имперского патриотизма. При этом никому из демократических агитаторов почему-то не приходило в голову, что Америка, где они надеются победить, — это в основе своей очень религиозная и патриотическая страна, что средний житель этой страны не может испытывать удовольствие от того, что фильм, высмеивающий их президента, награждают наиболее престижной премией наиболее престижного европейского кинофестиваля, а также от того, что оппонент президента гордится своей популярностью за пределами страны. По совершенно справедливому заключению левых публицистов Александра Кокберна и Джеффри Сент-Клера, «надменный представитель бостонской элиты вероятно навсегда потерял симпатии американского Среднего Запада, когда заявил о том, что иностранные лидеры надеются на его победу».

Но ничто не должно было вызывать большую ненависть и ожесточение в сердце простого американца, чем продукты голливудского кинопроизводства за последние четыре года. Очень многие американские фильмы, которые мне довелось увидеть на наших киноэкранах за недавнее время, вызывали только одну отрицательную реакцию: Голливуд взбесился от спеси и презрения к ценностям и нравам жителей своей страны, да и к ним самим тоже.

Ранее Голливуд еще позволял себе слегка подыгрывать нелюбви и страхам американской глубинки в отношении либерального Нью-Йорка, «города желтого Дьявола» и царствующей в нем морали наживы и сексуальной распущенности. Можно вспомнить в этом контексте фильм «Адвокат дьявола» (реж. Т. Хакворд) с Аль Пачино и Кьяну Ривзом в главных ролях. Но после прихода к власти Буша все это раз и навсегда кончилось, и Голливуд превратился в одну большую «партию войны» с патриархальной Америкой.

Давайте перечислим наиболее значимые и дорогостоящие шедевры «воюющего Голливуда» последних лет:

Премированный многочисленными «Оскарами» в 2003 г. фильм-мюзикл «Чикаго» (реж. Р. Маршалл) с Ричардом Гиром, Кэтрин Зета-Джонс и Рэне Зеллвегер. Основная мораль этой кинопостановки — великолепной элите можно и нужно делать все, что ей заблагорассудится. Страдать обречены простые, глупые людишки типа обманутого мужа главной героини Рокси.

«Часы» (реж. Ст. Дэлдри). Основная мысль — легализация однополой любви между женщинами — гигантский шаг навстречу семейной гармонии и свободе.

«Убить Билла» (реж. Кв. Тарантино). Подтекст примерно тот же, что и в «Чикаго». Ради достижения собственного величия сверхэлите позволено приносить в жертву простых, туповатых американцев глубинки (расстрел бандой Билла прихожан в церкви к концу второй части картины оказывается необходимым актом для пробуждения в героине фильма увядшего было с незапланированной беременностью сверхчеловеческого начала).

«Степфордские жены» (реж. Ф. Оз). Грубое издевательство над ностальгией консервативной Америки по патриархальным 1950-м годам.

В этой гнилой, декадентской атмосфере обнаруживались, конечно, и свои диссиденты типа великолепного Дэвида Линча, который в последней своей картине «Малхолланд драйв» отважился изобразить Голливуд и окружающий его Лос-Анджелес прибежищем всего зла на Земле, местом, где искажается и разрушается американская мечта — представление о духовном равенстве людей, вера в возможность творческой самореализации и т.д. Не случайно, что после этого фильма Линч объявил об уходе из кинематографа и занялся проповедью трансцендентальной медитации.

И вот вопрос: как должен был реагировать на эту незамаскированную ненависть к себе тот самый простой американец, обманывать и презирать которого призывали других либеральных «серхчеловеков» герои «Чикаго» и «Убить Билла»? Он, разумеется, должен был при помощи единственного имевшегося у него в распоряжении оружия — избирательного бюллетеня — попытаться отразить наступление контркультурных варваров на «сияющий Град на холме». Что он, собственно, и сделал, позабыв на время и о бездарной войне в Ираке, и об огромном дефиците внешнего долга, и даже о далеко не благополучном положении в экономике.

К сожалению, существует огромная опасность, что «ястребиное» окружение Буша сочтет победу республиканцев своеобразным референдумом по поводу ближневосточной политики и имперской стратегии США в целом. И хотя социологические опросы свидетельствуют о том, что это был совсем иной референдум, что религиозные и социально-нравственные вопросы волновали людей на этих выборах больше, чем политика на Ближнем Востоке, следует все-таки помнить, что масс-медиа республиканцев находятся по большей части в руках неоконсерваторов. Проинтерпретировать результаты выборов в свою пользу не составит неоконам большого труда, тем более, при наличии союзника в лице «религиозных правых», для которых восстановление Израиля в границах Давидова царства — необходимое условие Второго пришествия Христа.

К тому же, и опасаться «ястребам» теперь некого: оппозиция разгромлена наголову. Поражение на президентских выборах — не единственное. Демократы потеряли несколько голосов в Сенате, не добились они успеха и на выборах в Палату представителей Конгресса. Юг США полностью завоеван Великой старой партией, ее противники фактически оттеснены к побережьям обоих океанов. «Реалистическая», умеренная группировка в лагере республиканцев явно утратит важнейшие позиции в связи с запланированным уходом Колина Пауэлла и весьма вероятным — Кондолизы Райс, которая объявила вдруг о желании вернуться на преподавательскую работу. У покровителя «ястребов» вице-президента Дика Чейни не останется просто никаких серьезных оппонентов внутри бушевской администрации.

В общем, Россию и мир в целом ждут очень тяжелые времена. И сейчас нам как никогда требуется понимание не только своего места в глобальной политике, но и своей миссии в истории.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments